Строительство церкви
А. П. Сорокина пишет, что на месте церкви раньше была деревянная часовня – "небольшой домик".*
Старожилы в беседах с учительницей в 1967 году рассказали, что "последняя каменная церковь (то есть та, развалины которой сохранились до сих дней. – Авт.) была построена 120 лет назад". Таким образом, примерной датой возведения храма можно считать середину 19-го века.
Церковь в Половинном, несмотря на руинированное состояние, остаётся одной из достопримечательностей села.
Основателем церкви стал священник Александр Смирнов, который и служил при ней до Советской власти. Церковь называлась Покровской в честь Покровской Богоматери. (Престольный праздник Покрова россияне праздновали 1 октября по старому стилю). Вокруг церкви был разбит сад, огороженный проволочной оградой с мраморными столбами. По словам старожилов, мраморные столбы сохранились до 1923 года, а затем были разобраны односельчанами.
Также половинцы со временем прибрали к рукам внутреннее и внешнее убранство храма. В частности, во дворе одного из домов Половинного сохранились два чугунных листа с солярным орнаментом. Как пояснила хозяйка дома, эти плиты прежде находились при церкви, и её муж в 60-х годах попросту умыкнул чугунное литьё.
Резные чугунные листы из церкви лежат в одном из дворов Половинного.
*Говоря о часовне, учительница сообщает любопытный факт: домик располагался "напротив берега озера". Учитывая, что сейчас берег находится на расстоянии более чем 200 метров от церкви, можно предположить, что два столетия назад границы водоёма были намного шире, чем сейчас. Впрочем, по сегодняшним наблюдениям половинцев, озеро из года в год вновь начинает увеличиваться в размерах.
До революции Покровская церковь существовала за счёт прихода верующих и обслуживала девять близлежащих деревень – Половинное, Воздвиженку, Дудинку, Курейное, Кулашёвку (возможно, неправильная калька с рукописи А. П. Сорокиной. – Авт.), Чертово, Кузьминовку, Орлово и Киселевку. Во время службы шёл сбор денег с населения. Хранителем денег был церковный староста, который также делал расчёт церковным служителям – попу, дьякону, псаломщику и просвирне. Половинские старожилы запомнили фамилию последнего старосты – Курочкин. Рассказывают, что он также осуществлял сборы, катя на телеге по селу. Люди насыпали зерно, давали масло, яйца. Такая процедура проходила четыре раза в год. Этим, кроме зарплаты, обеспечивалась служба церкви, а излишки сбывались в Куртамыше.
"У попа Смирнова была своя заимка между Сорочьем и Чертово, – пишет А. П. Сорокина. – До сего времени эта местность носит название Попово болото". Дом Смирнова стоял там, где сегодня располагается контора бывшего колхоза "Восход".
Дом был построен по-крестовому с четырьмя комнатами. Вокруг поповского дома, как вспоминают коренные жители, были посажены различные деревья и кустарники - тополь, сирень, акация, бузина и полевой шиповник. "Где живет Димитриев П. З., там жил дьякон, – уточняет А. П. Сорокина. – Где живет Осипова, там был дом просвирни. Где Таликины живут, здесь жил псаломщик. У всего причта около домов росли сады". После Александра Смирнова священнослужителем стал бывший дьякон Василий Милицын. Однако в 1923 году он отказался от священства и покинул Половинное.
Самая ранняя на сегодня фотография Половинской церкви.
Судя по плакатам с изображением Н. С. Хрущёва,
речь идёт о конце 50-х – начале 60-х годов.
Здание церкви побелено, на фасаде висят анонсы кинофильмов.
Рядом со входом - будка билетёра.
Передняя часть Половинской церкви, когда она использовалась под кинозал.
На переднем плане - посадки школьников.
Послевоенный снимок.
В архиве Целинного района хранится постановление № 53 оргкомитета Совета Челябинской области от 17 сентября 1934 года "О заготовке колокольной бронзы". План-задание лома колокольной бронзы Усть-Уйского района составил 10 тонн. Среди них на Покровскую церковь в Половинном пришлся 101 пуд 16 фунтов бронзы (более 1,6 тонны бронзы! - 641162.RU). В графе "Количество колоколов" у Половинского храма значилось шесть колоколов.
В 1934 году церковь, выражаясь современным языком, была перепрофилирована в сельский клуб. После Великой Отечественной войны клуб продолжал работать.
"В 50-е годы в церкви ежедневно крутили узкоплёночное кино, - вспоминает Александр Михайлович Выползов, подростком в те годы посещавший клуб. – Показывали патриотические фильмы: "Чапаев", "Броненосец "Потёмкин", "Максим Перепелица", "Иван Бровкин на целине". В начале 60-х годов стали показывать индийские фильмы. Народу – всегда очень много, сидели на деревянных скамейках. Во время просмотра бабы постоянно щёлкали семечками, мужики курили. Кругом дымина всегда стояла. Зимой церковь отапливали две круглые печки. Мы, подростки, лежали на полу, а кто понаглей, тот забирался прямо на сцену. К праздникам учителя готовили спектакли. Хорошо помню "Три сестры", "Хождение по мукам". Выступали два хора – школьников и учителей".
По воспоминаниям односельчан, стены церкви, расписанные православными мотивами, каждые полгода забеливали. Но спустя некоторое время фрески всё равно выступали сквозь извёстку. Даже в наши дни просматриваются настенные изображения библейских старцев.
Сохранившиеся фрески на стенах Половинской церкви:
Просматривается надпись: "Св. Кириллъ".
К 1963 году культурная функция Покровской церкви резко изменилась. К этому времени в Половинном был построен Дом культуры (ныне заброшенное здание). Культовое здание вначале отдали под школьный спортзал. Через пять лет – в 1969 году – в эксплуатацию была введена новая школа (на улице Школьной) с современным спортивным залом. И церковь отдали под сельский автогараж и кочегарку для школы начальных классов. В таком качестве храм просуществовал около 30 лет.
На снимке в правом углу виден главный вход в церковь, превращённую в те годы в гараж.
Фото 9 мая 1985 года.
На снимке 80-х годов виден закругленный выступ церкви, где располагается алтарь.
В советское время эта часть церкви использовалась под кочегарку.
На нижнем фото - сегодняшние руины алтарной части.
В конце 80-х годов с закрытием начальной школы здание церкви стало бесхозным. В 90-е годы одно из самых красивых и старинных зданий Половинного было превращено, по сути, в руины.
Сегодняшнее состояние Покровской церкви:
В 2014 году инициативная группа села Половинного приступила к восстановлению Покровской церкви. Представляем вниманию статью на эту тему, опубликованную на портале «URA.Ru».
В курганской глубинке простые сельские жители решили самостоятельно взяться за восстановление разрушенного и бесхозного храма, построенного в середине 19 века. Ради этого они не жалеют ни сил, ни личных денег. Но при этом из-за тяги к Богу люди рискуют нарушить закон об охране объектов культурного наследия — ведь ни историко-культурной экспертизы, ни проекта реконструкции у них нет. Почему чиновники не спешат помочь пастве, кого могут сделать крайним за самодеятельность и какую роль в этой истории сыграл Алексей Кокорин — в материале «URA.Ru».
Каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в селе Половинном Целинного района была построена 1863 году на месте деревянной часовни. Первым ее настоятелем стал священник Александр Смирнов. К приходу Покровского храма до революции 1917 года относились девять окрестных сел и деревень. После октябрьского переворота церковь была закрыта. В советские годы в ней размещали то клуб, то кинотеатр, в конце концов, ее стали использовать в качестве колхозного гаража. Как рассказал «URA.Ru» местный житель Виктор Твердов, в церкви одно время даже располагалась кочегарка, затем — спортзал. «В итоге святыню забросили, храм начал разваливаться. Скот там ходил — ни дверей, ни полов не было», — говорит пенсионер.
Более 20 лет храм стоял бесхозным. По словам главы Половинского сельсовета Павла Кротикова, сегодня святыня юридически не принадлежит ни государству, ни Русской православной церкви — на балансе епархии храм не значится. Следовательно, кто должен заниматься ее восстановлением совершенно непонятно.
По словам заместителя начальника областного управления культуры Дмитрия Бровко, который в Зауралье является одним из ведущих экспертов по памятникам истории и архитектуры, храм лишь недавно был отнесен к так называемым выявленным объектам культурного наследия. «Он подлежит государственной охране до принятия решения о включении его в реестр либо отказе от этого. В данном случае требуется проведение историко-культурной экспертизы. Ее заказчиком не обязательно должно быть управление культуры. Это может быть любое заинтересованное лицо. У нас более тысячи выявленных объектов культурного наследия, и, к сожалению, нет такого количества средств на проведение экспертиз по каждому из них», — отметил чиновник.
Денег на заказ экспертизы и проекта не нашлось и у самих жителей Половинного. Поэтому они решили начать работы без официальных документов. «Мы решили попробовать восстановить храм, чтобы сохранить то, что есть», — говорит пенсионер Владимир Твердов. Осенью прошлого года местный предприниматель Владимир Конев организовал сельский сход. Люди, а их было порядка 70 человек, решили начать сбор средств на восстановление храма. Урны для денег были установлены в местных магазинах. Настоятель куртамышского храма Петра и Павла отец Александр благословил сельчан.
Один из местных жителей Сергей Петров много времени провел в архивах в поисках исторических документов о храме. Он нашел клировую ведомость, в которой представлена информация о святыне. Однако никаких проектов, схем храма в его первозданном виде обнаружить пока не удалось.
По словам инициатора проекта реконструкции Владимира Конева, сельчанам удалось собрать около 60 тыс. рублей, помощь стройматериалами и техникой оказали местные предприниматели. Но на восстановление Покровского храма необходимо как минимум еще около двух миллионов рублей. Лучше — четыре. «У администрации на это денег нет», — сразу заявил глава сельсовета Павел Кротиков, увидев смету расходов.
Вместе с тем сельчане признаются, что им повезло: во время рабочей поездки в Целинный район в их храме побывал врио губернатора Зауралья Алексей Кокорин. Люди попросили его о помощи. «Кокорин сказал, что из бюджета выделить деньги не может, но найдет способ помочь. Через некоторое время позвонил его помощник, сказал: „Вам посылка“. На счет поступило 150 тыс. рублей. Не знаем откуда, но Кокорин обещание сдержал», — говорят половинцы. На эти деньги, по словам Владимира Конева, сельчане заказали купол. Молодой человек надеется, что через две недели он уже будет готов и в присутствии всех сельчан его установят на храме.
Курганский губернатор Кокорин в Покровской церкви.
Для многих жителей Половинного теперь все выходные проходят в храме. Сейчас тут полностью закрыта крыша. До наступления холодов Конев надеется найти возможность установить окна. «Если найду деньги. На двери материалы у нас уже есть, есть мастер, который сможет их сделать», — отметил Конев.
Для ликвидации брешей в стенах сельчане используют кирпич с разрушенного здания примерно того же периода постройки, что и сам храм. Разбирать старую постройку помогают даже дети. В Интернете, правда, прошла информация, что кладку ведут обычным силикатным кирпичом, но, по словам самих жителей, это не так. «Это (автор обвинений, — прим. ред.) уроженец села Половинного, который сейчас живет в Калининграде, он из числа оппозиции, поэтому критично так описал все», — отметил местный житель Сергей Петров.
Между тем использование стройматериалов, не предназначенных для восстановления памятника архитектуры, может навредить самим жителям. По словам Павла Кротикова, он пытался объяснить людям, что работы должны производиться в соответствии с определенными требованиями, что необходим проект реконструкции. Однако к нему не прислушались. «Люди молодые, напористые, пусть делают. Я говорил им обо всем этом», — отметил Кротиков.
С одной стороны, глава сельсовета не может противостоять желанию людей восстановить храм, с другой — именно ему придется отвечать перед надзорными органами. «Если при реконструкции храма будут допущены какие-то нарушения, мы обязаны будем сделать предписание главе сельсовета», — пояснила начальник управления культуры Зауралья Вера Денисова.
Частичная кладка стен из силикатного кирпича, по словам заместителя Денисовой Дмитрия Бровко, действительно может быть признана нарушением закона об охране объектов культурного наследия. «Фактически это нарушение действующего законодательства, — отмечает чиновник. — Вообще, я не хотел бы комментировать данную ситуацию, потому что она неоднозначна. С одной стороны, мы можем приехать и привлечь к административной ответственности тех, кто проводит эти работы. С другой, мы понимаем, что, если храм будет находиться в том же состоянии, что и сейчас, ничего хорошего от этого не будет. Пока придерживаемся принципа „не мешать“, если это не идет во вред объекту культурного наследия».
Между тем сами жители Половинного уже строят планы на будущий год. Работы предстоит немало: установка алтаря, роспись храма, штукатурка стен и т.д. В ближайшей перспективе они надеются вновь открыть приход, чтобы у их храма был свой настоятель и он официально вошел в состав Курганской и Шадринской епархии.
Скептики напоминают, что подобная история произошла в свердловском селе Быньги, где без согласования с МУГИСО и минкультуры проводилась реконструкция храма Во имя Святителя Николая Чудотворца. Сейчас церковь, внесенная в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения, — объект пристального внимания силовиков. В настоящее время расследуется уголовное дело, возбужденное по ч. 2 ст. 243 УК РФ (уничтожение или повреждение памятников). Незаконной, по убеждения следствия, реставрацией занимались реабилитанты фонда «Город без наркотиков», лидером которого является мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. Он пока проходит по делу в качестве свидетеля.
Строительство домов
Каменные дома в Половинном начали строить с 1885 года. Возводили их, конечно же, обеспеченные люди. В частности, двухэтажный дом на площади построил Михаил Степанович Бухмастов.
Дом М. С. Бухмастова на площади, где в советское время располагались сельская библиотека, автостанция, опорный пункт милиции.
Егор Васильевич Архипов возвёл дом, где сейчас расположена амбулатория. Далее А. П. Сорокина перечисляет хозяев первых каменных домов, где к 1967 году располагались:
- ясли – Горбунов П. П.
- аптека – Выползов Егор Иванович.
- сельпо – Михалёв Иван Ефимович.
- детская площадь – Ивановы.
- почта – Захаров Яков Васильевич.
- напротив почты – Денщиковы.
- сельский совет – Захаров.
- на улице Томина – Соколов Егор А.
Первыми кирпичниками в Половинном до 1910 года были Денщиковы. По найму у них работали Порфирий Алексеевич Зайцев с женой Марией Гавриловной. Зайцев, научившись этому ремеслу, после отъезда Денщиковых из Половинного взялся сам обжигать кирпич. "Так и бил кирпич до Советской власти", - отмечает А. П. Сорокина. Последний раз зайцевский кирпич использовался в 1912 году при строительстве маслозавода и кладовой, где сейчас отбойная мельница. Также Порфирий Зайцев изготавливал горшки и снабжал этой посудой все ближайшие поселки. Он же умел хорошо и валенки катать. Последнее время уже после революции работал в промартеле. "Сам Зайцев рос сиротой, по молодости жил батраком у Егора Савельича Архипова и других кулаков", - пишет А. П. Сорокина. В 1945 году он скоропостижно умер.
Щебень для фундамента домов добывался на Увале за озером Круглым, где и сейчас берут камень. По данным А. П. Сорокиной, щебень шел на фундамент не только в Половинном, но и в Дудинке, Заманилках, Становом и Сетовом. Добыча щебня велась вручную с помощью кайла. "Люди, которые вели этот непосильный труд, руками с кайлом выворачивали эти камни разной величины, складывали кубометрами (саженями) по 10-12 рублей за сажень", - пишет учительница. На Увале работали половинцы, которых постигли несчастья – пожары, падеж скота. От этой работы люди не доживали до 50 лет.
До 1914 года на карьере работали:
- Садов Василий.
- Сырцев Алексей Иванович.
- Кузнецов Григорий Иванович.
- Бакулин Фёдор.
- Киселев Фёдор.
- Зайцев Порфирий Алексеевич (уже знакомый нам кирпичник-самоучка. – Авт.)
- Редозубов Михаил.
- Берсенёв Сергей.
- Выползов Василий Наумович.
"До прихода советской власти жители Половинного сами красить не умели", - пишет А. П Сорокина. Первыми красильщиками в Половинном были Егор Иванович Турлаков, а также Иван и Николай Червяковы. В основном, красили они крыши домов, пола, кроме этого раскрашивали разные поделки.
По воспоминаниям старожилов, 1911 и 1912 годы были "зелёными годами", хлеб не дозрел. Зажиточные половинцы отказывались продавать зерно населению из своих запасов, а увозили на лошадях в Шумиху, где сбывали подороже. От государства были предложены заработки на хлеб, который привозили в пудовых кульках из деревни Лютинка (ныне Кустанайская область, Казахстан), раскинувшейся у реки Уй, от купца Мартына Краснопеева*.
На хлеб можно было заработать перевозкой глины. Колхозница пенсионерка Анисья Николаевна Архипова, работавшая в 1911-1912 годах на озере Моховом по очистке глины, вспоминает:
- В те годы с южной стороны Мохового была выкопана вручную яма, из которой добывали глину. В те же годы для транспортировки глины была сделана слань около озера Соленого между Половинным и Чертовым. Стоимость работы составляла 2 рубля с одного кубометра добытой глины. Мука от государства продавалась по 2 рубля за пуд. В общем, сколько человек потаскает глины за день, столько получит муки.
По воспоминаниям А. Н. Архиповой, половинцы на работу ходили "с мешочками, лопатами и одноколесными тачками". "Груды глины сохранились и сейчас, хотя ветром нанесло земли, но виднеются зеленые холмики на берег озера", - отмечает в 1967 году А. П. Сорокина.
*О купце Мартыне Краснопееве до сих пор ходят легенды. Он построил на Тоболе водяную мельницу, а плодородные пойменные земли стал засевать пшеницей. О существовании Лютинки, а затем и Усть-Уйской станицы (там до сих пор стоят дом и мельница Краснопеева) знали в Англии и Париже. Свою муку Краснопеев паковал в… хромовые мешки и подводами доставлял на ближайшую железнодорожную станцию Мишкино. А в Ростове его продукцию с нетерпением ждали аглицкие купцы: из муки выпекался хлеб, а из мешков шили добротную обувь. Ну а сама пшеница из наших мест удостаивалась золотых медалей на Парижской выставке. После 1917 года Краснопеев с семьёй уехал за границу. По воспоминаниям ветеранов Великой Отечественной войны, мешки с надписью "Краснопеев" находили в Польше или Германии.
Руины мельницы купца Краснопеева в селе Усть-Уйское:
Инициалы купца Мартына Краснопеева (М. К.) и год постройки мельницы (1901 (?)) на фасаде строения.
У краснопеевской мельница сохранилась кирпичная труба.
Торговля в Половинном
Как вспоминает бывший счетовод первого кооперативного магазина А. П. Выползова, до 1914 года торговлей в Половинном занимались несколько местных купцов:
- Шилов Георгий Егорович.
- Горбунов Петр Петрович.
- Михалёв Иван Ефимович;
- Турлаков К.(?) Петрович.
Самым крупным торговцем считался П. П. Горбунов. Он имел до 5 приказчиков и его магазин, торгующий, в основном, продуктами питания, располагался в центре Половинного в кирпичном доме. После революции здание передали местному театру, в советские годы внутри располагался сельмаг, а сейчас – питейное заведение. Три горбуновских приказчика торговали в магазине, а двое разъезжали по селам и на базар в Куртамыш. Кассиром работала супруга А. И. Горбунова.
Половинцы в выходные дни ездили на куртамышский базар, беря на продажу яйца, масло, мясо, шерсть, кожи. Взамен они покупали те товары, которые отсутствовали в магазине Горбунова. В частности, одежду, обувь, а также бороны, сохи и плуги.
В 1916 году в Половинном было открыто первое кредитное товарищество. Как вспоминает один из старожилов села Иван Александрович Садов, в эти годы половинцы начали выписывать через кредитное общество машины, молотилки, сенокосилки, самосброски и веялки. Кредитовали половинцев в счет будущего хлеба и под залог скота. Еще новшество предреволюционного года – в кредитное общество стало покупать пшеницу и скот (раньше приходилось возить хлеб и угонять скот в Шумиху или Куртамыш). И. А. Садов вспоминает:
"Члены правления при кредитном обществе первое время были из зажиточного класса:
- Соколов Алексей Аверьянович;
- Шилов Георгий Егорович;
- Захаров Яков Васильевич;
- Бессонов Гавриил Тарасович (счетовод);
- Кувалдин Александр Иванович (помощник счетовода, сирота возраста 12 лет)".
В 1918 году члены правления кредитного общества поменялись. От зажиточного класса в общество вступил Афанасий Григорьевич Панафидин, от середняков – Зиновий Семенович Кузнецов. Счетоводом стал Иван Васильевич Лавров, его помощником остался Кувалдин. До 1918 года машинами пользовались в кредит только зажиточные крестьяне, а с 1918 года уже начинали брать сенокосилки середняцкий класс.
И. В. Лавров со своим другом Евдокимом Павловичем Лобовым предложили на общем собрании граждан открыть потребительскую кооперацию от Половинского маслозавода. Маслодел Ласков поддержал эту идею и в 1917 году кооперация была запущена. Был открыт магазин, в котором торговал Е. П. Лобов. (До революции этот дом принадлежал купцу Егору Васильевичу Архипову. В советские годы там вначале располагался книжный магазин, а затем и до сегодняшних дней – Половинская амбулатория. – Авт.).
Бывший дом купца Е. В. Архипова. Сейчас - фельдшерский пункт и амбулатория.
Пайщики потребительского общества сдавали излишки молока на маслозавод, отмечая в членских книжках количество сданной продукции, а по итогам месяца в магазин закупались различные товары. И сдатчики молока отоваривались на сумму сданного молока. Как отмечают старожилы, такая система торговли мало кого удовлетворяла, и с 1918 года маслозавод стал рассчитываться с населением сразу деньгами. Более того, молоко теперь мог сдать половинец, не являющийся членом потребительного общества. В магазине уже работали два продавца – Фёдор Митревич Захаров и Никифор Васильевич Архипов. Кассиром работала А. П. Выползова. Кооперативное дело проверяли по итогам квартала члены ревизионной комиссии Гавриил Тарасович Бессонов и Иван Иванович Захаров.
В 1919 год председателем правления потребительской кооперации был избран П. И. Шипов. Продавцом стал работать Архипов и Т. А. Кузнецов, кассиром – Фёкла Гавриловна Выползова, счетоводом А. П. Выползова. После прихода Красных войск счетоводом стал Александр Иванович Кувалдин, проработавший до 1927 года. В конце 30-х годов кооперативный магазин переехал в бывший дом купца П. П. Горбунова и стал называться сельмагом.
Летом 1928 года в селе Половинном (тогда ещё Усть-Уйского района) образовалась артель "Авангард", которая прибрела 8 тракторов и распахала многолетнюю залежь на площади 400 гектаров, получив хороший урожай. Об этом факте, как о рекордном при освоении целинных земель Зауралья, было сообщено в "Очерках истории Курганской области", которые были изданы тиражом 10 тыс. экземпляров в 1968 году Южно-Уральским книжным издательством (Челябинск).
Фрагмент "Очерков истории Курганской области", где сообщается о рекорде при освоении целины в Половинном.
В 1933 в Половинном заработала первая машинотракторная станция (МТС). В 1930 году МТС находилась в Ново-Кочердыке (ныне Целинное), затем станцию на два года перевели в Киселёвку (эта деревня исчезла в 60-е годы во время хрущевской кампании по укрупнению хозяйств. – Авт.). Директором МТС с 1933 по 1939 году работал Дмитрий Николаевич Елисеев. В 1941 году Д. Н. Елисеев ушел на фронт, Великую Отечественную войну закончил в звании полковника. С переводом МТС в Половинное в каждом доме на селе появилось электричество. Также с 1933 года можно было установить в каждом доме радиоточку.
К 1967 году в Половинном работало несколько магазинов: сельмаг, продуктовый, книжный, три дежурных магазина и столовая.
История кладбищ
Поп Александр Смирнов, староста Курочкин и остальной причт были похоронены внутри церковной ограды. На площади же за церковью в XIX веке имелось общее кладбище для верующих. А. П. Сорокина отмечает в своих записях, что "до 1925 года выдувались ветрами глиняные следы от могил". Сейчас на этом месте расположен Половинский детский сад.
По свидетельству очевидцев, во время строительства детсада в 70-е годы экскаватором было немало вырыто человеческих костей. По селу в то время ходили даже байки о старинных золотых украшениях, найденных строителями в разрытых могилах.
Второе кладбище располагалось у озера Мохового с северо-западной стороны. До прихода Советской власти с близлежащих поселков покойников возили хоронить именно на это кладбище. По воспоминаниям половинцев, на старом кладбище у Мохового люди также находили человеческие кости. После революции с юго-восточной стороны озера Мохового было отведено новое кладбище, на котором хоронят до сих пор.
Одна из самых старых могил нынешнего Половинского кладбища.
Похоронен Иван Афонасьевич Хлызов (1913 - 23.02.1941).
Половинное на рубеже XIX-XX веков
В Челябинской областной универсальной библиотеке хранится редкая книга - "Список населённых мест Челябинского уезда", изданная в 1916 году челябинской типографией "Печатное дело". На 31-й странице есть информация про село Половинное, в то время входившее в Заманильскую волость.
Таким образом, по состоянию на начало XX века в Половинном были:
- православная церковь;
- 2 церковно-приходские школы;
- земская станция;
- кредитное товарищество;
- сельско-хозяйственное общество;
- 4 лавки;
- артельный маслодельный завод;
- паровая мукомольная мельница.
Кроме того, в Половинном ежегодно проходили:
- торжок Трёхсвятительский 30 января;
- ярмарка Покровская с 27 октября по 1 ноября;
- еженедельный базар по четвергам.
В Половинном к началу ХХ века было приписано:
- 221 двор;
- 395 ревизских душ (единица учёта мужского населения Российской империи);
- 626 мужчин;
- 596 женщин;
- всего проживало 1222 человек.
Посторонних жителей:
- 7 дворов;
- 13 мужчин;
- 14 женщин.
Разряд крестьян - бывшие государственные и бывшие помещичьи. Народность - великороссы. Вера - православная.
Приводим также фрагменты книги о хозяйственной деятельности близлежащих Половинному деревень, которые входили в Заманильскую и Становскую волости.
Любопытно, что деревня Дудинка в старину именовалась Дудина, Чертово - Чертова, а Становое - Становское или Станово.
К началу ХХ века в Заманильской волости проживало 10598 человек, в Становской волости - 9858 человек, в Усть-Уйском станичном юрте - 9432 человека (эти три административно-территориальные единицы вошли в современный Целинный район). Всего - около 30 тысяч человек. Для сравнения, в настоящее время в Целинном районе проживает 20243 человек (данные последней Всероссийской переписи населения).
Но мне нужна помощь. Я разыскиваю хоть какую-то информацию о своих предках, проживавших большой семьей на хуторе Мясниково до 1930 года (это где-то рядом с Рачеевкой). Не могу найти карты с указанием хуторов и списки поселенцев. Помогите.
С уважением,
Александр Михайлович Гончаренко, сын Михаила Федотовича Гончаренко, внук Федота Сергеевича Гочаренко
Мой отец был директором МТС с 1948-1954-е годы. Да, радио было и электричество в домах.
Школа была напротив роддома, на большой площади.
спасибо! правлю